Человечество постоянно открывало для себя новые измерения. Это и осознание того, что земля круглая, и открытие Америки, и изучение наномира, и возможность летать на самолете, и многое, многое другое. И делалось это и в лабораториях, и в пещерах, и лежа в ванной, и сидя под деревом. Творчество соответствуют природе нашего существа. В данной статье будут представлены примеры из мировой и российской практики, которые доказывают эффективность творческого мышления и открытия новых путей организации бизнеса, нарушая устоявшиеся традиции своих отраслей.

Можно выделить два направления реализации творческого мышления в рамках развития компании:

  • выход на новый рынок, не занятый конкурентами;
  • резкое сокращение издержек.

К первому направления относятся те компании, которые, открывая новые измерения, пути, создавали новый рынок. К ним относятся Ford Motor Company, IBM, Cirque du Soleil, Casella Wines, Southwest Airlines, The Body Shop, IKEA и другие.

Ford Motor Company была основана Генри Фордом в 1903 г. с целью выпуска дешевых автомобилей, которые бы мог себе позволить каждый американец. Успех автомобилей Форда был столь велик, что в первый год производства «Модели Т» было продано 10 660 машин, что побило все рекорды в автомобильной промышленности того времени.

В 1990-е компания IBM оказалась в состоянии кризиса. Для выхода из него компании пришлось переориентироваться с «пользовательского» сегмента рынка на бизнес-сегмент и научные разработки. Корпорация продала предприятия по производству жестких дисков и ноутбуков, стала акцентировать свою деятельность на разработке и производстве мощных суперкомпьютеров (например, Deep Blue, обыгравший в шахматы чемпиона мира Гарри Каспарова в 1997 г.). После такого решения компания всего лишь через 3 года взлетела в топ 10 рейтинга журнала Fortune с 200-ых мест.

Cirque du Soleil (фр. Цирк Солнца) со дня основания компании (1984 г.) стал ориентироваться на новую группу потребителей: взрослых и корпоративных клиентов. С тех пор компания, принадлежавшая к депрессивному цирковому рынку, стала получать такие показатели прибыли, которые лидеры рынка смогли достигнуть только после своего векового существования. Более того, география и масштаб деятельности продолжают расширяться, охватив уже более 40 млн человек в более чем 90 городах мира.

Компания Casella Wines создала вино «Yellow tail», которое стало самым быстрорастущим брендом в истории австралийской и американской винодельческой индустрии. Винодельческий рынок всегда фокусировал внимание на традициях, престижности и высоком качестве вина. Потребителям вина было важно разбираться в его многочисленных характеристиках. Но, как оказалось, многие потенциальные потребители не пьют вино из-за сложности его выбора. Поэтому Casella Wines создала простой и вкусный напиток для вечеринок, создав торговую марку «Yellow tail». Напиток сочетал в себе совершенно новые характеристики вина: несложный фруктово-сладкий вкус и достаточное качество (т.к. отказались от дубового привкуса, зрелости и танина). Простой вкус понравился многим потребителям алкогольных напитков. Компания показала высочайшие темпы роста потребления своей продукции и смогла обогнать французские и итальянские марки на рынке импортных вин США. Когда крупные винодельческие компании десятилетиями инвестировали в продвижение, создавая крупные бренды, «Yellow tail» опередила конкурентов без всякой рекламной компании.

Southwest Airlines, основанная в 1971 г. как местная авиалиния для обслуживания трех крупнейших городов штата Техас, в настоящее время стала первой авиакомпанией в мире по количеству перевезенных пассажиров. Эта авиакомпания стала первопроходцем в области прямых перелетов между городами. Прежде в отрасли такие маршруты проходили только через пересадочные узлы. Southwest Airlines впервые предложила уникальную услугу «Скорость самолета по цене поездки на автомобиле – в любое время», полностью пренебрегая красивыми залами ожидания, диверсификацией на классы и питанием.

Еще одним примером компании из авиационной отрасли, которая открыла для себя новые измерения, является компания NetJets, впервые предложившая долевую собственность на самолеты для своих клиентов. Клиенты получили возможность пользоваться услугами частных самолетов по цене коммерческих авиабилетов.

Компания же Virgin Galactic в буквальном смысле открывает для себя и человечества новое измерение — туристические суборбитальные космические полёты, начиная уже с 2013-2014 гг. В будущем компания планирует предложить своим клиентам и орбитальные полёты. При этом приняты уже сотни заявок от будущих пассажиров, часть из которых уже оплачена.

Показательным примером уже из сферы товаров по уходу за телом, стала сеть магазинов The Body Shop, доказав, что бизнес может производить экологически чистую продукцию и быть прибыльным. Большинство косметических брендов были основаны на мощной рекламе, эффектной упаковке, был сделан акцент на внешнее благополучие моделей, которые рекламировали их товары. Компания The Body Shop, продавая свои товары, делала акцент на ценности и лишала рекламу броскости и ярких упаковок. Упаковки «рекламировались» своими логотипами: «Честная торговля», «Против тестов на животных». Покупатели могли получить скидку, если возвращали обратно в магазин использованный флакон. Стоимость компании, основанной на принципах социальной ответственности, к 2006 году на момент продажи L’Oreal составила 652 млн фунтов.

Компания IKEA сломала множество стереотипов, превратив магазин в склад, продавая стандартизированную мебель, которую нужно было собирать, не обеспечивая при всем этом доставку. За шесть десятилетий IKEA превратилась из скромной частной компании на юге Швеции в крупнейшее предприятие розничной торговли, имеющее представительства в 40 странах мира.

Ко второму направлению относятся компании, которые, открывая новые измерения, резко сократили свои издержки. К ним относятся Procter&Gamble (P&G), IBM, ICICI Bank, Celestica, Amazon и другие.

В начале этого века доходы и прибыль компании P&G оказались на низком уровне, а курс акций рухнул. Необходимо было предпринимать мощные антикризисные шаги. Исполнительный директор А.Г. Лафли (A.G. Lafley) и ответственный за инновации Ларри Хьюстон (Larry Huston) предприняли амбициозную попытку восстановить успешность исследований, находя 50% новых решений извне. Это было беспрецедентным решением, принимая во внимание высокую «закрытость» компании. В настоящее время P&G ищет новые решения в таких местах, как InnoCentive, NineSigma и yet2.com. При этом P&G является лидером среди тысяч компаний, которые участвуют в глобальной сети идей ideagora, где миллионы новых решений переходят из рук в руки ради инновации. Согласно анализу P&G, на каждого первоклассного ученого в его лабораториях приходится еще двести вне компании и они не хуже. Проведение разного рода научных тендеров позволило P&G резко сократить издержки.

Более 40% сотрудников IBM не работают в офисе — они работают дома или в дороге. Это позволяет существенно сокращать издержки, а само решение является крайне простым.

Банк ICICI Bank, изначально организованный в Мумбаи, менее чем за 10 лет стал вторым по величине розничным банком в Индии. Банк является лидером в каждой категории розничных услуг, которой он занимается. Уже сейчас открыты представительства в Канаде и Великобритании, активы которых растут каждый день на 1 млн долларов. Такими темпами ICICI Bank может вскоре стать одним из мировых банков. Успех компании частично связан с более низкими издержками по сравнению с мировыми банками. В ICICI клиенты осуществляют свои операции самостоятельно в электронных операционных залах. Для этого используются инновационные технологические серверы, работающие на программном обеспечении с открытым доступом. Такой подход обходится банку примерно в десять раз дешевле, чем аналогичная инфраструктура, используемая в средней западной финансовой компании.

Канадский производитель электроники Celestica смогла выжить благодаря реструктуризации, в ходе которой часть операций были переданы в основном в страны Азии, Восточной Европы и Латинской Америки. Если раньше 80% предприятий Celestica находилось в развитых странах, а 20% — в странах с низкими издержками, то сейчас пропорция стала обратной. «Если бы мы не произвели такие значительные изменения за последние несколько лет, – говорит Стив Делани, руководитель компании, – то, честно говоря, я не уверен, что мы бы до сих пор остались на плаву».

Компания Amazon, основываясь на технологии облаков, с 2006 г. предоставляет в аренду свои компьютеры для сложных вычислений. Более того, компания предполагает, что это будет один из основных видов её дохода в будущем. Если учесть, что большая часть компьютеров в парке Amazon стоит около 300 долларов, а в среднем каждый компьютер Amazon приносит в час 0,1 доллара, то компания может в течение года полностью окупать свои компьютеры.

Приведенные примеры иллюстрируют как, реализуя творческий подход, можно эффективно управлять бизнесом и становиться лидером отрасли.