Любая общественная наука изучает социум, основываясь на общепринятых в каждый исторический момент времени представлениях, которые формируются учеными, практиками, писателями и мыслителями. То же самое касается и менеджмента. Изменение представлений о мире знаменовало изменение разных теорий менеджмента, управленческих парадигм. Но в прошлом сложившиеся представления и предпосылки парадигм менялись довольно медленно и, несмотря на всю свою значимость, редко подвергались анализу и пересмотру.

Большое количество великих умов в любой дисциплине не было признано при жизни и даже много лет спустя именно из-за того, что представления о мире этих великих ученых не совпадали с общепринятыми. В истории научной мысли менеджмента, например, более полувека не признавались выдающиеся работы М.Фоллет. Только сейчас мы понимаем, что её теории совпадают с нашими современными представлениями по ключевым вопросам и могут лежать в основе современных парадигм. Хотя, как ни странно, многие из её взглядов до сих пор не признаются некоторыми уважаемыми деятелями менеджмента.

Но, несмотря на такую, можно сказать, несправедливость, работы ученых, опережающих свое время, действительно не были востребованы. Это связано с тем, что почти все «традиционные» представления долгое время по большей части соответствовали окружающей действительности и позволяли организовывать свою практическую деятельность, отталкиваясь от них.

Но такая практическая эффективность существующих парадигм менеджмента, согласно П. Дракеру, закончилась на рубеже 70-х и 80-х годов.

С начала 80-х годов реальность стала меняться настолько быстро, что доминирующие в конкретный промежуток времени парадигмы в своих представлениях о реальности стали резко «запаздывать» и скорее вредить практикам, чем помогать. Так, из первого выпуска 1957 г. Standard&Poor’s 500 до конца столетия дожили только 74 компании. По мнению профессора Гарвардской Школы бизнеса К. Кристенсена именно из-за того, что менеджеры строго следовали главенствующей парадигме в принятии своих решений, они не смогли удержать лидирующие позиции своих компаний. Работы ученых, которые опережают свое время, по-настоящему стали востребованы только сейчас. Потому что, согласно профессору, д.э.н, Виханскому О.С., сейчас мы движемся в будущее не через прошлое и настоящее, а через завтра из послезавтра.

Нам следует подвергать сомнению любое представление, даже то, которое кажется аксиоматическим, потому что предмет изучения меняется, если не непрерывно, но с высокой скоростью. А это означает, что представления, которые мы раньше считали верными, могут в одночасье перестать быть таковыми и даже навредить. Это беспрецедентный вызов почти для любой науки, потому что период полураспада знаний резко снизился (от 2 до 7 лет в зависимости от сферы науки).

Но прежде чем разобраться с тем, как и куда направлять свою деятельность и деятельность компаний в такой изменчивой системе, важно понять источники такого переворота в истории не столько менеджмента, сколько всего мира.

Общеизвестно, что в основе любой формации, цивилизации лежит технологический базис. В последние два столетия мировое экономическое развитие происходит по законам процесса последовательного замещения технологических укладов – крупных комплексов технологически связанных производств. В рамках каждого технологического уклада осуществляется полный воспроизводственный цикл – добыча ресурсов, их обработка и выпуск конечной продукции в соответствии с преобладающим типом потребления. Структура технологического уклада представлена ядром – совокупностью ключевых технологий – и несущими отраслями, которые базируются на основе ядра и играют большую роль в распространении нового технологического уклада.

Со времен промышленной революции XVIII века последовательно сменилось 5 технологических укладов, ключевым фактором которых являлись соответственно текстильные машины, паровой двигатель, электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания, микроэлектронные компоненты. Процесс смены технологических укладов не является линейным, зарождение нового уклада происходит в тот момент, когда предшествующий достигает зрелости. Жизненный цикл каждого технологического уклада составлял приблизительно 40-50 лет, однако с ростом темпов научно-технического прогресса этот период сокращается, процесс смены укладов происходит быстрее (30 — 40 лет).

Основным последствием такого ускорения смены технологических укладов стало то, что кардинально обновленные знания о мире стали восприниматься человеком в течение  каждой смены поколений, в среднем каждые 25 лет. Если рассмотреть жизнь человека как некий колебательный процесс, то можно увидеть следующее: до 20-25 лет человек учится и активно в жизни общества не участвует, от 20-25 до 50 лет – период наибольшей продуктивности в общественной деятельности человека, после 50 лет основная масса людей начинает уходить в свои проблемы и сторонится активной общественной жизни. В итоге наиболее общественно значимым в жизни человека является период протяженностью около 25-30 лет.
Похожую закономерность можно выявить, если учесть, что средний возраст матери при рождении первого ребенка тоже составляет 20-25 лет. Так как при зачатии происходит обмен генетической информацией и рожденный ребенок несет уже новый генетический код, то можно сказать, что каждые 25 лет происходит обмен информацией на биологическом уровне.

Если раньше многие поколения хранили знания, которые оставались неизменными, иными словами будущее формировалось через прошлое и настоящее, то во второй половине ХХ века каждый новый ребенок стал рождаться с новым генетическим кодом, с новейшей информацией отличной от предыдущего поколения.

Для иллюстрации скорости получения новых знаний, новой информации обратимся к предположениям главного футуролога компании «Cisco» Дэйва Эванса (Dave Evans) на конец 2009г.:

  • Сегодня мы знаем 5% того, что будет известно через 50 лет. Другими словами, 95% знаний, которые будут доступны людям к 2060 году, станут результатом открытий, сделанных в предстоящие 50 лет.
  • В ближайшие 2 года объем информации в нашем мире будет ежегодно увеличиваться в шесть раз, а объем корпоративных данных в тот же период будет ежегодно возрастать в 50 раз.
  • В течение двух следующих лет объем информации во Всемирной сети будет удваиваться каждые 11 часов.
  • К 2015 году человечество будет ежегодно создавать контент, объем которого в 92,5 миллиона раз превышает объем информации, хранящейся в библиотеке Конгресса США (считается самым большим в мире хранилищем информации).

Произошедшие изменения, резкое повышение скорости смены технологических укладов, аксиоматических знаний стали ключевой точкой, после которой наше будущее стало формироваться через завтра из послезавтра. Все это говорит о том, что необходимо формирование новой парадигмы менеджмента, принципов управленческих решений, учитывающих произошедшие и происходящие изменения.