Считается, что в России очень сложно заниматься бизнесом: у нас есть мафия, беззаконие, рейдеры и еще множество других проблем. В этой статье мы хотим привести некоторые факты об особенностях российской и западной бизнес-среды, показать их плюсы и минусы, а также развеять основные иллюзии и общественные заблуждения о сравнении бизнес-условий в России и на Западе.

Но для начала хотелось бы рассмотреть один простой пример необоснованного общественного заблуждения, взятый из книги Стивена Д.Левитта и Стивена Дж.Дабнера «Фрикономика». В США родители очень боятся отпускать своих детей погостить в дома, где, как они знают, есть огнестрельное оружие. Зато они спокойно разрешают детям пойти к друзьям, у которых в доме есть бассейн. Однако, согласно имеющимся данным, их выбор совершенно не разумен. Ведь в бассейнах в США ежегодно тонет 550 детей, в то время как огнестрельное оружие является причиной смерти только 175 детей в год. А если учитывать количество домашних бассейнов (6 миллионов) и ружей (200 миллионов), то можно вывести, что вероятность умереть в бассейне – 1 к 11 000, а от пули – 1 к 1 000 000. Можно сказать, что эти цифры не сопоставимы и последнее практически невероятно. Получается, что лучше разрешать детям приходить в дом с огнестрельным оружием, чем с бассейном. Но на уровне эмоционального восприятия родители, естественно, больше боятся огнестрельного оружия, а не плавательного бассейна.

Подобные иллюзии и заблуждения, сделанные на основе эмоционального восприятия, а не объективного анализа существуют и в отношении бизнеса в России. К ним относятся такие, как:

  • заниматься бизнесом в России более рискованно, чем на Западе;
  • условия ведения бизнеса в России жестче, чем на западе;
  • для занятия бизнесом необходимо обладать недоступной широкому кругу пользователей информацией.

Первая и самая большая иллюзия заключается в том, что заниматься бизнесом в России не только сложнее, но и опаснее, чем на Западе. Но давайте посмотрим, с какими трудностями может столкнуться бизнесмен и так ли сильно отличается ситуация в бизнес-среде на Западе и в России.

Наряду с большими возможностями для создания бизнеса на Западе много разговоров ведется о таких сложностях, как промышленный шпионаж, переманивание ключевых сотрудников, длительные судебные разбирательства, проблемы с получением разных сертификаций и лицензий. Это лишь часть проблем, с которыми могут встретиться бизнесмены на Западе. Также многие конкуренты занимаются «черным» пиаром, могут специально портить репутацию другой компании, пуская ложные сведения и слухи в СМИ. Все это называется «жесткой рыночной конкуренцией».

В России же больше всего боятся того, что бизнес могут отнять власти, особенно в случае, если бизнесмен попытается создать конкуренцию крупным игрокам на рынке. Чаще всего это случается в силу тесных связей между государственными чиновниками и существующим бизнесом. Таким образом, нечестная деятельность со стороны конкурентов зачастую ведется от имени и с помощью государственного аппарата. Однако на Западе бизнес тоже можно потерять. Отличие заключается в том, что у нас бизнес могут отнять власти, а на Западе бизнес могут отнять сильные конкуренты, также не менее связанные с государством, просто иногда менее прямыми методами. Второе заблуждение о бизнес-среде в России гласит, что у нас одни из самых жестких условий в мире для бизнеса, как с точки зрения коррупции (ничего нигде нельзя сделать без взяток), так налогообложения (большое количество налогов, которые «душат» малый бизнес). Конечно, и то и другое имеет место в российской действительности, однако не стоит забывать, что, к примеру, налогообложение на Западе съедает гораздо больше прибыли у бизнеса, чем в России. Следует отметить, что в России одни из самых низких среди стран Европы ставок налога на доходы физических лиц (13% против 47% в Германии и 50% в Великобритании) и на прибыль организации (20% против 27% в Великобритании и 30% в Германии). А взятки в государственных органах имеют место и во многих развитых странах Западной Европы и не являются отличительной особенностью России.

Еще одним распространенным заблуждением является то, что создание собственного бизнеса в России – это что-то непонятное и непрозрачное. В обществе есть мнение, что для этого нужно непременно обладать инсайдерской, недоступной широкому кругу пользователей, информацией. Но, обращаясь к фактам, можно отметить, что 98% информации, необходимой для работы, ЦРУ добывает из открытых источников. Таким образом, нужно просто уметь работать с информацией,  искать разные пути решения задач, добавлять новые измерения (подробнее о новых измерениях написано в статье «Принципы мышления руководителя в современном бизнесе»). Так, к примеру, риск рейдерского захвата можно снизить с помощью грамотных бизнес-моделей, в которых на аутсорсинг отдаются те цепочки создания стоимости, за которые обычно цепляются рейдеры (подробнее об этом в статье «Аутсорсинг»).

Резюмируя все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что многие заблуждения о сложности бизнес-среды в России и прекрасными условиями на Западе не имеют обоснования. Российская бизнес-среда обладает своими особенностями, но, тем не менее, все, что в ней происходит, очень похоже на ситуацию в бизнес-среде на Западе, про название контрагентов другие и по смыслу одинаковы методы считаются более цивилизованными. Большинство рисков можно снизить, используя грамотный подход к построению и управлению бизнес-процессами, а существующие сложности не сильно отличаются от тех, с которыми встречаются бизнесмены на Западе.